Психологический тренинг, как метод воздействия
Понятие, задачи и виды психологического тренинга. Общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы. Специфические черты тренинга. Преимущества групповой формы психологической работы. Соотношение понятий "психотерапия", "психокоррекция", "обучение". Специфика открытых и корпоративных тренингов. Принципы психологического тренинга: создания тренинговой среды, поведения участников тренинга, организационные и этические принципы тренинга.
Этапы психологического тренинга и классическая модель развития группы
Понятие тренинговой группы. Особенности формирования состава группы: количественный и качественный состав, гомогенность и гетерогенность. Особенности групповой динамики закрытой и открытой группы. Основные этапы тренинга. Цели, механизмы и средства этапов тренинга. Основные этапы тренинга и фазы развития группы. Групповая динамика. Нормы группы как основной элемент групповой динамики.
Методические средства психологического тренинга
Методические средства психологического тренинга как преимущества метода преднамеренных изменений. Техники представления информации в тренинге: короткие лекции, видеолекции, программированные инструкции, модерация, дискуссия, мозговой штурм. Имитационные техники в тренинге: ролевые и деловые игры, анализ конкретных случаев, управляемое воображение, визуализация, рисуночные методики, анализ оценок и самооценок, психогимнастика. Техники создания реальной среды.
Принципы работы тренера на разных этапах развития группы
Важные аспекты отношений ведущего с группой. Возможности влияния тренера на характер, масштаб и устойчивость происходящих в тренинге изменений. Особенности поведения тренера в группе.
Мотивирование участников группы и работа с сопротивлением. Ситуативная психодиагностика в тренинге. Основные разделы и принципы диагностики в тренинге. Обеспечение соблюдения правил тренинга и безопасности участников. Гибкий индивидуальный подход к участникам группы. Методические особенности организации обратной связи. Критерии эффективности обратной связи. Технологии объективации поведения участников. Этапы (стадии) научения. Оценка эффективности тренинга. Роль тренера в обеспечении эффективности тренинговых процедур.
Технология создания тренинга
Мотивы тренера к созданию тренинга. Инструментальная и процессуальная мотивация тренера. Соответствие мотивов заказчика и участников тренинга. Результативность, технологии и интерес, как мотивы участия в тренинге. Концептуальность, интерактивность и технологичность тренинга. Подходы к созданию тренинга. Модели разработки концепции тренинга. Требования к тренингу с позиций технологичности тренинга. Три вида технологий в тренинге: технологичная концепция тренинга, технологии действий для участников, технологии ведения тренинга. Технологичность тренинга для тренера и для участников. Последовательность создания тренинга в технологическом подходе. Создание технологичной концепции, определение направлений развития в тренинге. Создание технологий, которые будут передаваться участникам. Создание технологий, которыми будет пользоваться тренер. Конструирование процедур, упражнений, модулей тренинга. Основные средства тренинга. Содержательные и вспомогательные упражнения. Технологии подбора и разработки упражнений для тренинговой программы. Построение алгоритмов действия для участников.
Требования к ведущему психологических групп
Уровень профессиональной квалификации. Опыт и степень владения методическими средствами тренинга. Коммуникативная компетентность ведущего тренинговой группы. Требования к личностным особенностям ведущего. Личностная и этическая зрелость тренера. Готовность нести ответственность за результаты и эффекты тренинга. Тренерский имидж.